Операторы техосмотра обеспокоены из-за потери клиентов в связи с возможностью купить ОСАГО без карты диагностики
Операторы техосмотра (ТО) выражают обеспокоенность тем, что новые поправки в страховое законодательство привели к потере клиентов. Нововведения разрешили автовладельцам покупать страховку ОСАГО без карты диагностики, поэтому операторы несут убытки. По совокупным оценкам, отрасль «проседает» на 1068 млн. рублей ежемесячно. Сотни компаний обратились к президенту, премьер-министру и спикеру Государственной Думы В. Володину с просьбой отменить введенные в связи с пандемией COVID-19 нормы, включить операторов в списки наиболее пострадавших отраслей, предоставить налоговую отсрочку и выработать другие подходы к методике расчета стоимости ТО. В РСА сделали вывод, что представители отрасли плохо ориентируются в происходящем. Аналогичным образом отреагировали и в Госдуме.
Год назад Госдума разработала и предложила законопроект о реформировании в сфере ТО. В соответствии с изменениями, диагностические карты становятся электронными, во время прохождения ТО обязательна фотосъемка, на операторов накладывают большие штрафы за торговлю картами, а на водителей — за участие в дорожном движении без них.
Планировалось, что измененное законодательство заработает с июня 2020, но из-за пандемии сроки перенесли до 2022. В то же время с апреля 2020 законодательно ввели новую периодичность прохождения ТО для различных категорий транспортных средств. Теперь новые авто в возрасте до 4 лет могут не проходить ТО совсем, 4-10-летние — раз в 2 года, а старше — ежегодно. Также до 30 сентября автовладельцам разрешили оформлять обычные и онлайн ОСАГО без диагностической карты.
В обращении операторы пишут, что по новому закону страховщики фактически получили право оформлять со страхователем договор ОСАГО без свидетельства о безопасности использования авто в дорожном движении. А ведь неисправный автомобиль представляет опасность. Критике подверглись также и правило о периодичности ТО. За 4-5 лет пробег у авто может быть очень большим, из-за чего часто возникают существенные неисправности.
Но основная проблема, которая беспокоит операторов — непростое экономическое положение отрасли в целом. Необязательность наличия сертификата при оформлении страховки уменьшилось количество клиентов, которые приезжают для прохождения ТО. В отрасли работает 30 тыс. технических экспертов и до 13 тыс. обслуживающего персонала. На выплату им заработной платы не хватает денег. Диагностические центры вынуждены работать в минус, тем самым приближаясь к черте банкротства.
Сергей Ефремов, заместитель директора РСА, поспешил успокоить операторов. По его словам, система ТО на протяжении 2-3 лет будет меняться, и операторы критикуют нововведения однобоко и необъективно. В качестве аргументов приводятся факты, что, например, на корейские и японские автомобили давно действует 5-летняя гарантия. В этой связи не понятно, зачем владельцу лишний раз гонять новую машину на диагностику.
Обычный или электронный полис ОСАГО отвязали от карты диагностики временно. На период карантина в московском регионе, на который приходится треть всего автопарка России, закрылись пункты прохождения ТО. А ведь необходимость в езде на авто не пропала — в особенности для такси, маршрутных транспортных средств, автомобилей служб доставки продуктов питания. Единственное, с чем согласились в РСА, — с пожеланием операторов пересмотреть подходы к выработке тарифов.